Чек-лист для предпринимателя
10 антикризисных мер.
Германия является страной номер один в мире по антикризисному управлению. Произошло это благодаря двум проигранным войнам в XX веке. За начало XXI века мы пережили по разным оценкам от 3 до 5 кризисов. И это ещё не конец. Если в вашем бизнесе до сих пор не сформировался антикризисный протокол, то сейчас самое время.
В этой статье я не буду давать оценку политической ситуации. Никакие слова не смогут утешить или заглушить эмоции от происходящего. Думаю, прожить и осмыслить события получиться только после завершения случившегося, по моим прогнозам, это примерно лет через 10 самое раннее. А пока выбираю жить во всем происходящем дальше.

Не хочется говорить избитое «кризис — это время возможностей».

И хотелось бы просто пожить, но это не в зоне (по крайней мере моего) влияния. Приходиться довольствоваться строчкой из классиков: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».

В данной статье мы обсудим 10 шагов по антикризисным действиям в нынешних реалиях для желающих продолжать что-то созидать. Итак, поехали.

шаг 1: Создание антикризисного штаба
Как угодно называйте этот орган: штаб, совет. Это неважно. Важно учесть несколько критериев.
Соберите команду из 3-7 человек, которая обеспечит внедрение антикризисных мер и будет соответствовать следующим критериям:
  • Лояльность и преданность;
  • Опыт и профессионализм;
  • Результативность;
  • Нацеленность на решение;
  • Командность.
шаг 2: Проработать сценарии развития событий
Ваша задача разработать 2 сценария развития событий. Первый — это «черный сценарий»: что делать если все будет совсем плохо. Какие шаги вы будете предпринимать с точки зрения бизнеса и ваших обязательств перед людьми и партнерами. Цель -— минимизировать финансовые и репутационные убытки при закрытии бизнеса.
«Черный сценарий»
Юридический блок
  • Подключить юриста с опытом ликвидации компании. Держать с ним оперативную связь.
  • Подготовить все необходимые документы.
Сохранение репутации
  • Сохранить договоренности на основе взаимных уступок со всеми контрагентами.
  • Назначить переговорщика. Определить его мотивацию к сэкономленной сумме.
Минимизация убытков
Рассчитать бюджет закрытия компании:
  • Возвраты клиентам;
  • Компенсации при увольнении;
  • Штрафные санкции по договорам;
  • Оплата юридических услуг;
  • Демонтаж, вывоз оборудования или освобождение помещений.

Рассчитать стоимость продажи бизнеса:
  • Отдельно рассчитать стоимость продажи бизнеса целиком и со скидкой;
  • Денежные остатки;
  • Оборудование;
  • Сайт;
  • База;
  • Имущество;
  • Лицензия;
  • Дебиторские задолженности.
Утвердить график платежей
Сценарий Анабиоз.
Цель - сохранить ключевые активы, чтобы после кризиса перезапустить бизнес.
Задачи:
  • Сохранить отношения с ключевыми людьми;
  • Удержать площадку (на которую были сделаны капитальные вложения);
  • Удержать клиентскую базу;
  • Не допустить конфликта в связи с невыполненными обязательствами;
  • Сохранить отношения с поставщиками, сотрудниками, клиентами, подрядчиками.
Тактика для переговоров с сотрудниками и контрагентами:
  • Бартер вместо денег;
  • Альтернативный вариант исполнения обязательств;
  • Увеличений срок малыми платежами;
  • Деньги на стол сейчас, но большой дисконт. Если есть такая возможность;
  • Отсрочка платежей с компенсацией за ожидание.

Варианты действий в анабиозе:

·Объяснить ситуацию. Временно передоговориться по условиям и режиму работы. Создать дополнительные возможности для заработка за пределами компании.
·Договориться о снижении ставки аренды для выхода в ноль. Прозрачно показывать цифры.
·Перевести базу в электронный вид (СРМ). Сделать копию всех важных документов и маркетинговых материалов.
·Оставить минимальную команду для исполнения обязательств.
·Держим связь с клиентами, сотрудниками, подрядчиками. Объясняем ситуацию, создаем возможность для последующего возобновления отношений.

шаг 3: Смягчение платежей по долгам
Следующим шагом разбираем тех, кому мы должны.
Главная задача — сохранить финансовую устойчивость.
Сберечь ресурсы для жизненно важных затрат.

Приоритеты в платежах:
Красный: платим за то, что обеспечивает нам выживание;
Желтый: платим «шумным» и «опасным»;
Зеленый: формируем выплаты для всех остальных.

Действия:
  • Определить полную сумму задолженности;
  • Определить приоритеты (красный, желтый, зеленый);
  • Утвердить график выплат.
шаг 4: Возврат внешних задолженностей
Следующим шагом разбираем тех, кто нам должен.
Главная задача — обеспечить максимальный возврат всех задолженностей в короткие сроки.

Действия:
  • Создать реестр дебиторской задолженности;
  • Создать регулярность касаний с должниками;
  • Получить обратно предоплаты и авансы, если услуги не были оказаны;
  • Сформировать предложения по альтернативам и уступкам;
  • Назначить ответственного по работе с долгами, привязать мотивацию к сумме возвратов;
  • Подключить юридические рычаги.
шаг 5: Сохранение выручки
Главная задача — добиться поступления денежных средств на счет компании.

Действия:
  • Скорректировать ценовую политику в соответствии с текущими реалиями;
  • Повысить конверсию в оплату за счет внедрения оффера и актуальных скриптов.
В кризис компаниям требуются люди-тактики
шаг 6: Адаптация продуктовой матрицы
Главная задача — разработать продукты решающие первоочередные потребности клиентов.

Действия:
  • Создать актуальную воронку продаж;
  • Подготовить бесплатный продукт;
  • Оптимизировать базовый продукт;
  • Создать индивидуальный и расширенный продукт под ключ;
  • По созданию воронки продаж можно обратиться к Сергею Авструб.
Чем быстрее вы начнете действовать, тем больше шансов, что вас не засосет в водоворот проблем.
Сергей Авструб
шаг 7: Повышение эффективности маркетинга и продаж
Главная задача — обеспечить компанию достаточным количеством входящих заявок по нормативной стоимости. Найти альтернативные способы привлечения клиентов.

Действия:
  • Упаковка ВК и Телеграмма;
  • Обновления скриптов в отделе продаж;
  • Можно взять бесплатную консультацию у Сергея Авструб по точкам роста с привязкой конкретно в вашем случае.
шаг 8: Сокращение расходов на налоги и получение льгот
Главная задача — найти легальные способы оптимизации налогов для увеличения рентабельности.

Действия:
  • Найти профильное ведомство по работе с предпринимателями и взять бесплатную консультацию по налогообложению, субсидиям и льготам;
  • Воспользоваться всеми льготами по социальным налогам;
  • Утвердить сроки и ответственных за внедрение.
Важное замечание!
Ключевой навык в кризис — это преодоление шока, адаптация к новым реалиям и быстрое принятие решений.
шаг 9: Оптимизация арендных платежей
Главная задача — снизить расходы на аренду или перевести их категорию переменных.

Действия:
  • Зафиксировать условия в рублях в договоре;
  • Получить арендные каникулы;
  • Понизить арендную ставку;
  • Сдать помещение в субаренду;
  • Переехать в более дешевое помещение;
  • Перейти на удаленку (где это возможно);
  • Договориться о расчетах процентами с выручки.
10 шаг: Оптимизация ФОТ
Главная задача — выявить лишних и неэффективных сотрудников, снизить нагрузку по финансовой части ФОТ (Фонд оплаты труда) и увеличить мотивацию команды делать выручку.

Действия:
  • Увеличить план и целевые показатели по оптимизации ФОТ;
  • Утвердить новую систему мотивации.
Контакты
Самая лучшая инвестиция – это время, вложенное в себя. Записывайтесь на консультацию удобным для вас способом – по телефону, в direct или через мессенджер.
Made on
Tilda